От лемуров до орангутангов, долгопятов и горилл – приматы очаровательны и иногда до некоторой степени похожи на нас. Поэтому неудивительно, что этой группе из более чем 500 видов уделяется большое внимание исследований и охраны природы. Но, несмотря на эти усилия, более 60% видов приматов находятся под угрозой исчезновения в основном из-за деятельности человека, такой как потеря среды обитания, охота, незаконная торговля, изменение климата и болезни.
Этот кризис вымирания делает жизненно необходимым эффективные природоохранные мероприятия. Существует множество различных возможных природоохранных мероприятий для приматов, таких как патрулирование по борьбе с браконьерством, переселение животных, пропаганда проблем сохранения и возвращение приматов в их среду обитания. Но новое исследование показывает, что очень мало известно о том, что на самом деле работает для защиты приматов.
Фото: https://www.pexels.com/
Команда опытных приматологов и защитников природы из 21 страны изучила доказательства 162 действий по сохранению приматов, чтобы убедиться, что они действительно работают. Было обнаружено, что не было опубликовано ни одного исследования, в котором проверялась бы эффективность более половины действий. Отсутствие доказательств означает, что невозможно узнать, работают ли эти действия или нет. И даже когда исследования эффективности природоохранных мероприятий были опубликованы, то по-прежнему трудно сделать достоверные выводы о том, сработало ли это действие, из-за проблем с планом исследований. Это было верно даже для некоторых действий, которые изучались от 20 до 30 раз.
Эти огромные пробелы в знаниях вызывают беспокойство, потому что без адекватной информации исследователи не могут учиться на собственном опыте и не могут определить приоритеты усилий и финансирования для наилучшей защиты наших родственников приматов. Действительно, без доступа к доказательствам, защитники природы могут применять неэффективные или даже вредные действия по отношению к животным, которых они стремятся защитить.
Рассмотренные исследования охватывают лишь около 14% из более чем 500 видов приматов и только 12% видов приматов, находящихся под угрозой исчезновения. И в основном они сосредоточены на человекообразных обезьянах и некоторых более крупных видах обезьян.
К сожалению, некоторые целые семьи полностью исключены из рассмотренных исследований. Например, в базе данных нет исследований долгопятов Юго-Восточной Азии или ночных обезьян Центральной и Южной Америки. Это проблема, потому что невозможно предположить, что действие, которое работает для одного вида приматов, будет работать для другого вида из-за уникального поведения и экологии каждого вида.
Также обнаружено, что Южная Америка и Азия недостаточно представлены в текущих исследованиях по сохранению приматов. Это особенно тревожно, потому что оба являются домом для большого числа видов приматов, находящихся под угрозой исчезновения.
Фото: https://www.pexels.com/
Столкнувшись с ограниченными бюджетами и временем, конкурирующими приоритетами и срочностью многих сценариев сохранения, легко понять, почему экологи могут не сосредоточиться на оценке своих действий.
Вопрос: «Улучшают ли эти природоохранные мероприятия долгосрочное будущее популяции?» может показаться простым, но для многих приматов ответить на него особенно сложно. Это связано с тем, что многие виды приматов живут в густых тропических лесах с плохой видимостью и в труднодоступных местах, что затрудняет их подсчет. Если исследователи не могут получить четкое представление о том, сколько существует приматов, они не смогут выяснить, уменьшается ли их количество, стабильно или увеличивается. А не видя самих животных, нельзя оценить их самочувствие.
Защитникам природы также необходимо в течение длительного времени наблюдать за приматами, чтобы измерить эффект от любых предпринятых действий, поскольку они живут долго и очень медленно размножаются. В коротком исследовании, например, легко спутать долгую жизнь нескольких последних особей с постоянной популяцией. Также важно быть уверенным в том, что любые наблюдаемые эффекты связаны с конкретными предпринятыми природоохранными действиями, а не с совпадением.
Помимо этих проблем, опубликовать исследование сложно. Хуже того, давление с целью публикации в престижных журналах способствует публикации историй успеха, а не действиям, которые не сработали. А это означает, что опубликованные исследования могут дать предвзятое представление о реальной ситуации.