Главная / В мире

Что ждет арабо-израильские отношения после сделки с ОАЭ?

Александр Алексеенко - 21.08.20 (обновлено 21.08.20)

Израиль и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) подписали историческое соглашение, которое делает Эмираты только третьим арабским государством, признавшим Израиль после Египта в 1979 году и Иордании в 1994 году. В рамках сделки, получившей название «Соглашение Авраама», Израиль приостановил весьма противоречивые планы аннексии Западного берега. Но многие палестинцы сочли это вероломным предательством.

Для израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху нормализация дипломатических отношений между двумя странами является чрезвычайно символической, и он остается одним из трех израильских лидеров, заключивших мирное соглашение с арабским государством. С момента подписания сделки 13 августа уже произошел всплеск активности, как для развития существующих связей, так и для открытия новых экономических возможностей, о которых многие в Израиле и Эмиратах объявили. Но хотя некоторые охарактеризовали это соглашение как «геополитическое землетрясение», в действительности оно мало что изменило.

израильФото: https://theconversation.com/

Несмотря на гнев палестинцев, решение Эмиратов подписать соглашение было встречено коллективным пожатием плеч со стороны большинства государств региона, что, возможно, отражает зыбучие пески региональной безопасности в последние годы. Некоторые арабские государства могут даже быть довольны сделкой и снятием Израилем угрозы аннексировать Западный берег. В этой апатии нет ничего удивительного. В конце 2017 года администрация Трампа признала Иерусалим столицей Израиля. В предыдущие годы это вызвало бы массовые протесты и резкие упреки со стороны лидеров региона, но критики почти не было.

Оглядываясь назад, становится ясно, почему администрация Трампа, в частности зять президента и его помощник Джаред Кушнер, изобразили признание Иерусалима как символический шаг в своих более широких усилиях по восстановлению отношений на Ближнем Востоке, в которых Израиль и ОАЭ все чаще оказываются на одной стороне.

Общий враг

Тайные отношения между Израилем, ОАЭ и арабскими странами Персидского залива существуют на протяжении десятилетий, движимые общей озабоченностью по поводу безопасности Ирана. Но в последние годы неформальная нормализация отношений между Израилем и этими государствами также произошла благодаря культурным, политическим и экономическим обменам, что, возможно, наиболее заметно в израильском приглашении на выставку 2020 Dubai Expo.

Хотя отношения улучшились по сравнению с 1990-ми годами, они ускорились с появлением Ирана в качестве общего врага. Соперничество между Саудовской Аравией и Ираном было в авангарде региональной политики со времен иранской революции 1979 года. Хотя две страны пережили очевидный период сближения за десять лет до войны с террором под руководством США, свержение Саддама Хусейна в Ираке открыло новый фронт их соперничества.

саудовская аравияФото: https://theconversation.com/

После вторжения в Ирак под руководством США действия Ирана в регионе становились все более воинственными, к большому огорчению лидеров арабских стран Персидского залива и их израильских коллег. Во время президентства Махмуда Ахмадинежада между 2005-13, риторика правителей залива часто соответствует, что из Израиля в призывах для нанесения ударов по Ирану. Израиль вел войну с арабской группировкой Хезболла совсем недавно, в 2006 году, и продолжает осуществлять контроль над палестинской территорией. Но сдвиг, вызванный формализацией отношений между ОАЭ и Израилем, положил некоторые обиды палестинцев на алтарь реальной политики.

Между монархиями Персидского залива и Израилем уже давно возникают альянсы. Кабели WikiLeaks показали, что в 2006 году король Бахрейна Хамад говорил о необходимости «настоящего мира» с Израилем, чтобы «мы все могли противостоять Ирану». Новое соглашение между Израилем и ОАЭ мало что изменит в построении этого альянса против Ирана, но оно может открыть более широкое внутрисуннитское соперничество в регионе, в первую очередь с Турцией. Анкара начала играть более напористую роль в региональной политике и все больше позиционирует себя по другую сторону проблем от Израиля и ОАЭ, особенно в Ливии.

Никаких ожиданий от Саудовской Аравии

Многие ожидают, что Бахрейн, Марокко и Оман последуют примеру Эмиратов, но пока не ожидают, что Саудовская Аравия последует их примеру. И это несмотря на заявления Кушнера о том, что для Саудовской Аравии было бы «очень хорошо» нормализовать отношения с Израилем.

В отличие от ОАЭ, саудовское государство в значительной степени черпает свою легитимность из-за того, что защищает мусульман во всем мире. Дело палестинцев занимало центральную, хотя и поверхностную роль в региональной деятельности королевства еще до создания государства Израиль. Это не помешало Саудовской Аравии тайно взаимодействовать с Израилем, но более широкого взаимодействия не будет, пока не будет мирного соглашения с палестинцами.

сделкаФото: https://rossaprimavera.ru/

Это указывает на, пожалуй, самую серьезную напряженность в регионе – между правителями и управляемыми. Хотя правители могут быть открыты для официальных отношений с Израилем, среди людей в регионе по-прежнему широко распространено мнение, что именно Израиль, а не Иран представляет большую угрозу региональной безопасности.

Пандемия коронавируса усугубила существующее политическое, социальное и экономическое давление на Ближнем Востоке. Из-за этой напряженности, обостряющей отношения между правителями и управляемыми, многие правители, вероятно, будут осторожно следовать примеру Эмиратов из-за опасений, что это может спровоцировать волнения внутри страны.