Главная / В мире

Астероид, убивший динозавров, ударил под наихудшим углом, чтобы нанести максимальный урон – новое исследование

Ольга Агзамова - 28.05.20 (обновлено 28.05.20)

Немногие геологические события очаровывают так же, как и то, что произошло 66 миллионов лет назад. Данные свидетельствуют о том, что огромный астероид поразил нашу планету, вызвав цепочку событий, которые привели к массовому вымиранию, в результате которого исчезло более 70% видов на Земле, включая динозавров. А новое исследование сужает траектории астероида, который мог бы помочь лучше понять, как его влияние сказалось на планете, и как материал диспергируют в его последствия.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. О чём говорит новое исследование
  2. Цель экспедиции
  3. После удара

исследованиеФото: https://potokmedia.ru/

О чём говорит новое исследование

Исследование предполагает, что угол удара этого астероида, возможно, привел к худшим возможным последствиям для экосистемы Земли. Астероид давно исчез – распыленный, когда он ударил Землю – но он оставил кратер шириной 200 км. Глядя на геометрию и структуру этого кратера, можно проверить траекторию полета астероидов с помощью компьютерного моделирования и увидеть, какой из них с большей вероятностью оставит шрам, как это наблюдается в реальной жизни.

Кратер больше не виден, он похоронен под сотнями метров отложений, возникших с момента удара. Но различные свидетельства указывают геологам на полуостров Юкатан в Мексике как место расположения кратера, и он был назван в честь местной деревни Чиксулуб. С тех пор были собраны различные наборы данных, чтобы позволить исследователям оценить особенности этого кратера. В 2016 году состоялась совместная научная экспедиция, организованная Международной программой изучения океана и Международной программой континентального научного бурения. Ученые провели два месяца в море, отбирая образцы из кратера в определенном месте, его пике кольца.

Кольца пика образуются во время больших ударов. Тот, что находится в кратере Чиксулуб, состоит из внутреннего кольца холмов диаметром примерно 80 км, эффективно образующего второй круг внутри кратера. Кольца пиков легче наблюдать на других каменистых телах в нашей солнечной системе, таких как кратер Шредингера на Луне.

апокалипсисФото: https://www.youtube.com/watch?v=iYXuqfBzAO8

Цель экспедиции

Экспедиция 2016 года была направлена ​​на понимание того, как эти особенности формируются и что происходит с целевыми камнями во время удара. Трудно проводить эксперименты, в которых повторяются высокие давления, температуры и последствия событий, связанных с воздействием астероидов. Вот почему исследователи используют компьютерное моделирование. А образцы, отобранные во время экспедиции 2016 года, помогли уточнить модели формирования пикового кольца и, в конечном итоге, кратера Чиксулуб.

Для астероида, который прибыл вертикально на поверхность, модель предполагает, что объект был бы распылен в течение первой минуты, создавая полость приблизительно 30 км в глубину. В течение следующих двух минут дно этой полости было вытянуто результирующими силами на высоту более 10 км. Затем в течение следующих двух минут эта приподнятая центральная часть полости рухнула наружу, образуя кольцо пика. Фактически, удар был настолько сильным, что даже поднял часть мантии Земли, слой под поверхностной корой, обнаруженный на глубине более 30 км под землей.

Новое исследование ученых из Имперского колледжа Лондона, опубликованное в журнале Nature Communications, продвигает моделирование еще дальше. Тестируя различные размеры астероидов, скорости и углы удара – 90 ° (по вертикали), 60 °, 45 ° и 30 ° относительно поверхности Земли – можно смоделировать, какой сценарий оставил бы кратер, который выглядит как реальный.

Форма и непрерывность пикового кольца Чиксулуба указывают на то, что фактический астероид имел угол между 60 ° и 45 °. Если бы пиковое кольцо было где-то обрезано (например, имело вид подковы), это указало бы на меньший угол, но, похоже, это не так. Направление астероида более сложно оценить. Но, взглянув на относительные положения центров кратера, пикового кольца и поднятия мантии, упомянутых выше, можно оценить, откуда взялся астероид. Ожидается, что при вертикальном ударе три центра будут совпадать, но это не так. Их смещение может указывать на то, что астероид шел с северо-востока.

планета земляФото: https://m.infox.ru/

После удара

Независимо от направления фактический угол довольно важен, чтобы представить, что произошло после удара. Предполагаемый диапазон углов, и особенно 60 ° относительно поверхности Земли, привел бы к наиболее эффективному испарению горных пород и равномерной проекции токсичных газов и частиц в регионе и во всем мире. Другое моделирование предполагает, что диапазон от 60 ° до 30 ° позволил бы выпустить гораздо больше газа и гораздо больше снарядов, чем с вертикальным (90 °) или небольшим (15 °) углом. Это говорит о том, что астероид не только упал в месте с большей вероятностью выброса токсичного материала, но и очень эффективно, что привело к наихудшему сценарию для нашей планеты – и для динозавров.

Предыдущее исследование предположило, что меньший угол и другое направление означали бы, что эффект воздействия был бы более серьезным в северном полушарии. При новой модели с более крутым углом выталкиваемый материал распределялся бы более равномерно. Это может позволить исследователям в будущем пересмотреть более широкий отчет о воздействии, чтобы лучше реконструировать события, которые произошли после него.