Главная / Политика

«Убить курицу, чтобы напугать обезьяну»: что арест Джимми Лая означает для независимых СМИ Гонконга

Александр Алексеенко - 12.08.20 (обновлено 12.08.20)

Арест на этой неделе продемократического медиа-магната Джимми Лая в Гонконге свидетельствует о репрессивной реальности нового китайского закона о национальной безопасности. Это также дает четкий сигнал остальным независимым СМИ на территории: следите за своими шагами, или вы можете быть следующим.

Лай, два его сына и четыре топ-менеджера медиа-группы Next Digital были арестованы по новому закону. В тот же день полиция провела обыск в офисе ведущего издания Next, Apple Daily, и направила более 200 сотрудников для обыска помещений в течение почти девяти часов.

Китай ввел закон о национальной безопасности в июне, обойдя местный законодательный орган и нарушив принцип невмешательства в управление городом. Новый закон установил всеобъемлющий режим национальной безопасности в стиле КНР, имеющий приоритет над аспектами правовой системы общего права Гонконга. Закон о национальной безопасности призван сделать инакомыслие почти невозможным в Гонконге, в том числе в некогда вольных, но постепенно сокращающихся независимых СМИ.

китайФото: https://theconversation.com/

Что означает новый закон для журналистов

Лай и другие были арестованы по статье 29 нового закона, криминализирующей сговор с иностранным государством или внешними элементами с целью создания угрозы национальной безопасности. Запрещенные действия включают сотрудничество с иностранным лицом с целью введения санкций в отношении Гонконга или Китая, серьезное нарушение принятия законов или политики или провоцирование ненависти к правительству среди жителей Гонконга.

Хотя продемократическое движение Гонконга – это массовое, местное дело, Пекин пытался изобразить его как результат иностранного вмешательства. Последние два лидера Гонконга, Кэрри Лам и Си Ю. Люнг, якобы являлись иностранными силами, стояли за протестами, имевшими место во время их правления. Пекин уже дал понять, что сговор будет широко истолкован в соответствии с законом.

Полиция не раскрывает подробностей правонарушений Лая, но его июльская встреча с вице-президентом США Майком Пенсом и госсекретарем Майком Помпео, вероятно, будет находиться под микроскопом, как и его мнение, написанное им для The New York Times в мае. Статус Лая как влиятельного владельца СМИ и видного демократического активиста поставил его в центр внимания Пекина. Он был мишенью необычайной язвительности со стороны СМИ материкового государства и был арестован полицией Гонконга в феврале и апреле по обвинению в участии в незаконном собрании.

Дело Лая, несомненно, призвано послужить предупреждением – «убить курицу, чтобы напугать обезьяну», если воспользоваться китайской поговоркой – и побудить городских журналистов к самоцензуре, чтобы они не нарушали новый закон. Например, редакционный призыв к сохранению гарантированной конституцией автономии Гонконга может быть истолкован ревностным прокурором как подстрекательство к отделению в соответствии со статьями 20 и 21 закона.

арестФото: https://www.svoboda.org/

Неопределенное будущее независимых СМИ

Хотя самоцензура уже давно вызывает беспокойство, в Гонконге традиционно активно действует свободная пресса. В 2002 году организация «Репортеры без границ» заняла 18-е место в своем первом Мировом рейтинге свободы прессы. Однако к 2020 году город опустился на 80-е место. (Между тем Китай занял 177-е место из 180 стран.) Применение закона о национальной безопасности в Гонконге, несомненно, приведет к еще большему падению рейтинга территории.

Дни Apple Daily, кажется, сочтены. Аналогичная судьба может постичь и другие независимые СМИ, такие как финансируемая краудсойка Hong Kong Free Press, которая была запущена в 2015 году на фоне растущей обеспокоенности по поводу снижения свободы прессы в городе. Это было примерно в то же время, когда южнокитайская газета Morning Post, почтенная англоязычная ежедневная газета Гонконга, была приобретена континентальным конгломератом Alibaba.

За прошедшие годы большая часть СМИ Гонконга была скуплена китайскими или аффилированными компаниями, некоторые из которых в конечном итоге контролируются Пекинским офисом связи в Гонконге. Более половины владельцев СМИ Гонконга в настоящее время являются членами политических структур на материке. Общественная телекомпания Radio Television Hong Kong оставалась редакционно независимой, но она снова пересматривается, поскольку недавно подверглась критике со стороны местного регулятора за критику действий полиции в отношении продемократических протестов.

Международные СМИ по-прежнему работают в Гонконге относительно без ограничений, но отказы в выдаче визы для иностранных журналистов говорят о том, что ситуация меняется. В последние годы редактору Financial Times Виктору Маллету было отказано в продлении визы после того, как он председательствовал на дискуссии с политиком, выступающим за независимость. А репортеру New York Times Крису Бакли было отказано в разрешении на работу в Гонконге без какой-либо конкретной причины через несколько месяцев после того, как его также выгнали из Китая.

В ответ Times переместила некоторых из своих бывших репортеров из Китая и Гонконга в Южную Корею и Тайвань. Однако иностранные журналисты, которые занимаются критическими репортажами о Китае и Гонконге, могут нарушать закон о национальной безопасности независимо от того, где они проживают, поскольку закон применяется экстерриториально и к некитайским гражданам, а также к гражданам.

гонконгФото: https://theconversation.com/

Выступая за волю партии

Конституция Китая направлена ​​на сохранение свободы слова. Однако Поднебесная так и не выполнила обещанных условий. В 2016 году президент Си Цзиньпин заявил прессе страны:

«Все средства массовой информации, которыми управляет партия, должны работать, чтобы отстаивать волю партии и ее предложения, и защищать авторитет и единство партии».

Гарантии свободы слова и свободы прессы в соответствии с Основным законом Гонконга сейчас находятся на одной траектории. Маловероятно, что СМИ в Гонконге будут национализированы до такой степени, как на материке. Вместо этого Пекин использует комбинацию приобретения, кооптации и запугивания, чтобы добиться своего послушного молчания.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Политика"