Главная / Политика

Коронавирус: как Бразилия стала второй страдающей страной в мире

Александр Алексеенко - 01.07.20 (обновлено 01.07.20)

Пандемия COVID-19 испытывает стресс-испытанные страны, экономики и политические системы, как никогда раньше. Нигде результат не был столь разрушительным, как в Бразилии, возможно, в стране с наихудшей пандемией в мире. Уязвимости Бразилии видны в братских могилах в Сан-Паулу и Манаусе. Страна конкурирует с США за самое большое количество диагностированных случаев COVID-19 (более одного миллиона) и наибольшее количество смертельных случаев (более 50 000 – но, вероятно, будет недостаточным количеством). Тревожно, но нет никаких признаков того, что смертельные случаи в Бразилии достигли своего пика.

Содержание:

  1. Неравенство убийца
  2. Институциональная путаница и извращенное лидерство
  3. Вещи становятся хуже

бразилияФото: http://www.edilsonsilva.com/

Неравенство убийца

В других странах имеется множество свидетельств того, что неравенство ведет к худшим результатам и что сильное руководство, проводящее четкую политику, работает лучше всего. Бразилия потерпела неудачу в обоих случаях. Коронавирус воспользовался ранее существовавшими в Бразилии переломами и неравенством, разъедая и без того пострадавшее общество.

Имея девятый по величине ВВП в мире, в Бразилии, тем не менее, четверть населения живет в бедности. По сути, крупнейшая нация Латинской Америки является одной из самых неравных стран на Земле. Это особенно верно, когда речь идет о здравоохранении: по сравнению с более состоятельными гражданами, более бедные бразильцы менее склонны иметь медицинскую страховку и реже пользуются услугами здравоохранения, несмотря на то, что нуждаются в них больше. И это притом, что в последние два десятилетия Бразилия неоднократно страдала от денге, чикунгуньи, Zika, H1N1 и других трудноизлечимых болезней, которые неизменно и несоразмерно поражают бедных. Неудивительно, что коронавирус делает то же самое.

Болезнь достигла страны через богатых туристов, возвращающихся с итальянских праздников. Но, что важно, первым, кто умер, был один из их домашних работников. COVID-19 распространился из богатых вглубь, внутри домохозяйств и между ними, начиная с Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро и в конечном итоге достигая бедных северных и северо-восточных регионов. Здесь, что неудивительно, ковид был особо разрушительным, учитывая нестабильное жилье, здоровье, питание и другие обстоятельства бедных.

Бразильская конституция 1988 года разработала скандинавское государство всеобщего благосостояния в тропиках, включая универсальную систему здравоохранения (SUS), бесплатную в месте использования. Тем не менее, SUS остается неполным, и во время пандемии в секторе общественного здравоохранения не хватало ресурсов, от больниц до персонала, вентиляторов и другого оборудования. И это, несмотря на большую и диверсифицированную производственную базу Бразилии и впечатляющий ВВП. Возможно, у страны были ресурсы для эффективного противодействия пандемии, но политической воли не хватило. Например, ВВП на душу населения во Вьетнаме составляет менее одной трети от ВВП Бразилии, однако там удалось избежать любой смерти от COVID-19, приняв решительные меры по борьбе с вирусом.

коронавирусФото: https://theconversation.com/

Институциональная путаница и извращенное лидерство

Реакция Бразилии на COVID-19 была ограничена институциональным параличом, вызванным ее президентом Жаиром Болсонару. Было бы легко представить умного и амбициозного политика, демонстрирующего сочувствие к людям, благословляющего обездоленные общины любовью и ресурсами, приказывающего правительству делать больше и ежедневно сообщающего о прогрессе нации. Поскольку каждая волна пандемии должна пройти, это будет билет в один конец к славе. Болсонару же сделал обратное – он называл эту болезнь «просто небольшим гриппом», «истерией» и тем, что бразильцам не угрожает.

Опыт показывает, что в отсутствие вакцины против коронавируса ответные меры общественного здравоохранения должны включать блокировку – и, по-видимому, чем раньше она будет введена, тем меньше будет число погибших. Болсонару же отказался предпринимать такие шаги, оставив это дело губернаторам и мэрам. Это неизбежно привело к появлению непоследовательных правил: торговые центры закрылись в некоторых городах, но открылись в соседних других, только в некоторых муниципалитетах требуются маски на общественном транспорте, и правила менялись в соответствии с местным давлением, а не с медицинскими показаниями. Правила в конечном итоге не имеют особого смысла даже в одном городе – например, в Сан-Паулу торговые центры в настоящее время открыты, но парки закрыты.

В то время как другие страны навязывали социальные дистанции, Болсонару никогда не переставал встречаться со своими сторонниками, и в то же время готовил заговор против своего министра здравоохранения после несогласия с ответной реакцией на пандемию. Он предложил использовать гидроксихлорохин для борьбы с пандемией независимо от технических рекомендаций (с тех пор исследования показали, что он не защищает от COVID-19 и не лечит его). Bolsonaro также выбрал ежедневные бои со СМИ. По мере того, как его популярность падала, он наращивал свои атаки на Конгресс и Верховный суд и все больше полагался на авторитаризм для усиления поддержки.

С начала пандемии один министр здравоохранения был уволен, а второй ушел в отставку. Ответом Бразилии на пандемию руководит неспециалист, который не знает, что страна является южным полушарием, и не может назвать малые государства в федерации. На фоне этого хаоса массовые испытания так и не начались. Отслеживание контактов даже не началось.

пандемияФото: https://img.thedailybeast.com/

Вещи становятся хуже

Несмотря на катастрофические цифры в Бразилии, кризис в области здравоохранения сопровождался значительным занижением числа жертв, что свидетельствует о том, что реальность намного хуже. На каждые десять смертей от COVID-19 еще восемь были отнесены к синдрому острого респираторного дистресса (ARDS). Это состояние снялось в марте, и было идентифицировано как осложнение COVID-19. ОРДС была зарегистрирована как причина 23 400 смертей в Бразилии в первые шесть месяцев 2020 года (в отличие от 1800 в среднем за тот же период в предыдущие пять лет).

Серьезные задержки с тестированием также означают, что тысячи смертей из-за COVID-19 не были зарегистрированы как таковые. Кроме того, по слухам, члены семьи возражают против использования слова «коронавирус» в свидетельствах о смерти, и имеются сообщения о том, что местные администраторы оказывают давление с целью минимизации численности.

В начале июня правительство Болсонару также прекратило публиковать ежедневные итоги смертельных случаев, утверждая, что цифры, которые оно публиковало, были неточными, потому что они были слишком высоки. Реакция во всем мире была громкой, и, прежде чем у правительства была возможность пересмотреть любые ранее опубликованные данные, Верховный суд Бразилии распорядился, чтобы министерство здравоохранения возобновило публикацию. Президент должным образом отступил.

Второй проблемой является недостаточный ответ Бразилии на экономическую политику, который усугубил последствия пандемии, оставив миллионы людей с нулевым доходом и фирмы с нулевыми продажами или кредитами. Это подтолкнуло бедных остаться в переполненных домах, где нет воды, канализации и – с ростом безработицы – также продуктов питания.

жаир болсонаруФото: https://theconversation.com/

Несмотря на то, что Конгресс утвердил чрезвычайный бюджет в самом начале кризиса, предложенный Болсонару грант для бедных, безработных, престарелых и голодающих был настолько низким, что парламент отверг его. С тех пор более щедрая поддержка оказывалась за счет более низких процентных ставок, дешевых кредитов и поддержки со стороны Центрального банка финансовым учреждениям. Бразилия также совершила валютный своп с США с целью стабилизации своей валюты.

Тем не менее, ВВП Бразилии неизбежно сильно сократится. Только в апреле объем производства снизился на 15-20%, что свидетельствует о беспрецедентном экономическом кризисе, который еще предстоит почувствовать в полной мере.

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Политика"