Учёные узнали, почему Марс стал непригоден для жизни

Александр Алексеенко
02 апреля 2017

«Международному» марсоходу "Кьюриосити" удалось обнаружить убедительные доказательства того, что некогда Красная планета могла быть вполне пригодна для "нормальной" жизни. В основе выводов исследователей лежат материалы изотопного анализа образцов газа, собранных марсоходом «К». Тщательный анализ атмосферы Марса показывает, что эта планета более 4 млрд лет назад не сильно отличалась от Земли.

«Вся прелесть новых измерений заключается в том, что это первые действительно высокоточные измерения состава атмосферы Марса», сказал профессор Сашил Атрейя из Мичиганского университета в Энн Эрборе.

В эпоху, о которой говорят исследователи, атмосфера Марса была гораздо плотнее, а поверхность планеты – теплой и влажной.

"Мы зафиксировали необычно высокие доли "тяжелых" изотопов в атмосфере Марса. Так как легкие изотопы легче покидают атмосферу планеты, чем тяжелые, это можно считать признаком того, что воздух Красной планеты действительно "испарялся" в космос. Судя по всему, произошло два таких эпизода — резкое исчезновение большей части запасов 4 миллиарда лет назад и постепенная "утечка" в последующие годы", — пояснил Кристофер Уэбстер из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

С помощью инструмента марсохода под названием SAM были измерены уровни разных газов и изотопов в марсианской атмосфере. При помощи SAM было проанализировано соотношение более тяжелых изотопов углерода и кислорода в углекислом газе, составляющем большую часть атмосферы Марса, к более легким. Измерения показали, что тяжелые изотопы углерода и кислорода содержатся в тонкой атмосфере в большем объеме, если сравнивать с долями в сырье, формирующем планету(которые ученые могут вывести из долей солнца и других частей солнечной системы). Это обеспечивает не только доказательство потери большей части атмосферы Марса, но и дает подсказки к тому, как эта потеря произошла. Предполагается, что утрачена была именно верхняя часть атмосферы.

Две группы астрономов под руководством Уэбстера и Пола Махаффи из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда уточнили старые сведения о составе марсианской атмосферы и открыли ранее неизвестные ее особенности, проанализировав данные, собранные инструментом SAM на борту Curiosity. Их выводы опубликованы в Science.

Научный коллектив Пола Махаффи определил химический состав атмосферы Марса и обнаружил несколько ошибок в предыдущих оценках. Так, доля аргона в марсианском воздухе оказалась в 1,7 раза выше, чем показывали замеры на "Викингах", а соотношение его изотопов оказалось совершенно иным. Ученые полагают, что собранные ими данные помогут понять, как эволюционировал Марс в прошлом и могла ли на нем существовать жизнь.

В свою очередь Уэбстер и его коллеги измерили доли "тяжелых" изотопов углерода, кислорода и водорода в атмосфере Марса и сравнили их с аналогичными значениями для Земли и марсианских метеоритов. По их словам, доля таких атомов в воздухе Марса оказалась значительно большей, чем на Земле, что подтверждает гипотезы о том, что его атмосфера и вода "испарились" в космос. Судя по меньшей доле изотопов в метеоритах, сформировавшихся 4-3,7 миллиарда лет назад, львиная доля запасов влаги и воздуха исчезла примерно в это время.

Ситуация изменилась, когда Марс лишился защитной воздушной оболочки. По мнению учёных, причина этого - или сильная вулканическая активность, или столкновение с неким космическим телом размером с Плутон.

И, несмотря ни на что, представленные данные пока не позволяют считать, что на Марсе была жизнь, говорят скептики.

В наши дни газовая оболочка планеты содержит больше тяжелых изотопов, что говорит о потерях за счет улетучивания, а не поглощения грунтом Марса. Если бы пропавший из атмосферы газ осел в полярных шапках и вечной мерзлоте, то осталось бы больше легких изотопов.

Ранее «Кьюриосити» уже проводил анализ изотопов аргона и результаты также говорили в пользу потери газов за счет выхода молекул в космическое пространство. Механизм потери атмосферы связан с тем, что скорости молекул не строго фиксированы, а могут варьироваться в определенном диапазоне. Небольшая часть молекул разгоняется до скоростей, которые позволяют им покинуть пределы гравитационного поля планеты.

Curiosity продолжит поиски. Возможно, есть какие-то места с более высокой концентрацией газа, или на планете случаются сезонные всплески. Хотя надо заметить, что на данные, полученные с Марса, всегда смотрели с долей скептицизма. «Ничего удивительного, но нотки разочарования, конечно, присутствуют», - отмечает Эдриан Браун из Института SETI.

Присоединяйтесь к нам в Яндекс Дзен, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Youtube, Instagram, Twitter и Google+. Будьте в курсе последних новостей!