Ученые назвали 60 продуктов, влияющих на здоровье

Новосибирские биологи с коллегами по международному исследовательскому проекту выяснили, что как минимум 60 продуктов питания и типов диет оказывают прямое влияние на "внутреннюю экосистему" человека, а, следовательно, и здоровье.

Ученые Новосибирского государственного университета Александр Курильщиков и Юрий Аульченко приняли участие в международном исследовании, проводимом Департаментом генетики медицинского центра университета Гронингена (Нидерланды), сообщает Интерфакс, со ссылкой на пресс-службу НГУ.

Коллектив ученых провел уникальное исследование микробиомов более 1 тыс. человек - жителей севера Нидерландов.

"В результате работы специалисты пришли к выводу: как минимум 60 категорий продуктов питания и типов диет оказывают влияние на микрофлору и совокупность микробов и микробных генов, находящихся в организме", - говорится в сообщении.

Результаты исследования опубликованы 29 апреля 2016 года в журнале Science.

В частности, люди, склонные к потреблению высококалорийной пищи и газированных напитков с большим количеством сахара, имеют сниженное биоразнообразие микробиома - что может отражаться на их здоровье.

Также исследователи нашли корреляцию между применением витаминов, антибиотиков, антидепрессантов и других лекарств с изменениями во "внутренней экосистеме" человека.

Помимо собственно микробиомных данных для исследованной группы было собрано большое количество дополнительной информации, в том числе данные о диете, заболеваниях и их медикаментозном лечении, различных медицинских показателях.

Особенностью проведенной работы являлось использование достаточно сложного метода анализа - массового параллельного секвенирования всего пула ДНК, присутствующего в образце. Благодаря этому исследователям удалось не только "увеличить разрешение" исследования (оценить представленность родов и видов, а также и отдельных штаммов бактерий), но и сказать, гены из каких метаболических процессов и онтологических групп присутствуют в конкретных образцах.

"Среди многочисленных результатов исследования, было найдено, что как минимум 60 категорий продуктов питания и типов диеты оказывают влияние на наш микробиом", - говорится в сообщении.

Например, микробиомы людей, регулярно употребляющих фрукты, овощи и кисломолочные продукты, более разнообразны, то есть содержат большее количество видов и штаммов бактерий.

Повышенное биоразнообразие, как было показано, связано с более хорошими значениями индикаторов здоровья. В то же время высококалорийная диета и неумеренное потребление газированных напитков снижают биоразнообразие микробиома.

Помимо диеты, было обнаружено, что с изменениями в микробиоме связано 19 типов лекарств, в том числе антидепрессанты и лекарства, принимаемые при сердечной недостаточности и для снижения артериального давления.

Отмечается, что исследовательская группа из Гронингена провела кросс-репликацию результатов с другими данными, полученными исследователями из Бельгии (чьи результаты опубликованы в том же номере журнала Science). Оказалось, что результаты согласуются более чем на 80%, что является великолепным показателем среди исследований, посвященных микробиомам.