Главная / Экономика

"Белые" коллекторы просят Генпрокуратуру разобраться с "чёрными”

Борьба Генпрокуратуры с «черными» коллекторами не достигает цели. Региональные органы прокуратуры выбирают для проверок коллекторские компании по принципу «кого легче найти». В результате прокуроры главным образом проверяют «белых» коллекторов, работающих в рамках правового поля.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) обратилась в Генпрокуратуру с просьбой сконцентрироваться на черных коллекторах. Борьба с недобросовестными взыскателями не дает ожидаемых результатов: по мнению представителей сообщества, прокуроры проверяют в основном тех, кто работает легально. А "выбиватели долгов" остаются в тени, хотя на их методы работы больше всего жалоб. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

В письме заместителю генпрокурора ассоциация коллекторов списком перечисляет недобросовестных коллег. Среди них - общество с ограниченной ответственностью "Русдолгконтроль", рекордсмен по количеству жалоб от граждан: 39 случаев за прошлый год. Сотрудники конторы "творчески" подходили к выбиванию долгов: например, пугали должников и их поручителей уголовной статьёй за организацию преступного сообщества.

Полиция подключается только в крайних случаях. Например, когда коллекторы парализуют работу больниц постоянными звонками или угрожают заминировать квартиру должника. В большинстве случаев коллекторы-однодневки даже не пытаются выглядеть прилично, отмечает директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин:

«Те случаи, о которых мы говорим и в новостях слышим, это циничное нарушение закона. Органы полиции зачастую их не отрабатывают - из-за сложности установления этих лиц или по другим причинам. И здесь важна позиция прокуратуры, которая "дорабатывает" эти случаи. То есть преступник есть, его нужно взять - или в кутузку, или оштрафовать».

Условное деление на чёрных и белых коллекторов - не в пользу последних. На рынке работает около тысячи организаций по сбору долгов. И лишь 3 десятка крупных компаний объединены в профессиональное сообщество - ассоциацию НАПКА. Они считают себя "белыми коллекторами" и уверяют, что действуют исключительно корректно, в рамках закона и этического кодекса организации. Члены ассоциации взимают около трети банковских долгов. Всё остальное - с мордобоем и коктейлями Молотова - вышибают так называемые чёрные коллекторы. Их единственная задача - запугать должника и выбить больше денег, чем он должен, рассказывает Борис Воронин:

«Они очень плотно связаны с разного рода антиколлеторами, когда сначала человека запугивают, затем ему антиколлектор продаёт так называемую «страховку от всех коллекторов», а потом всё-таки его дожимают, и получается, что выбивают у него и долг, и то, что он заплатит так называемому антиколлектору».

Бандитские методы коллекторов оправданы только одним аргументом: эффективность законных методов взыскания обычно ниже тех, которые практикуют «чёрные конторы». Комментирует партнер юридической фирмы "Деловой фарватер" Роман Терёхин:

«Коллекторы живут на процент от взыскиваемой суммы. Поэтому чем сумма больше, тем интереснее заниматься ее взысканием. Но при этом важен не только размер суммы, но и вероятность ее взыскания, наличие у должника имущества. Но коллекторы часто берутся за "мертвые" долги, получая при этом большой процент - 30%, 40%, 50% суммы долга. Вот такими долгами коллекторам заниматься, конечно, легче».

Упомянутый "Русдолгконтроль" найти будет сложно: по указанному на сайте адресу зарегистрировано больше полусотни организаций, а телефоны долгового агентства не отвечают. Это - ещё один пробел в законодательстве: отрасль взыскания остается одним из последних крупных кусков финансового рынка, который не имеет официального регулятора и своего отраслевого закона.

Интересно, что арбитражные суды рассматривают сразу несколько дел против самого "Русдолгконтроля": чёрные коллекторы задолжали за телефонную связь и Интернет больше 200 тысяч рублей.

Аналогичного мнения придерживается и управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова. Она отмечает, что сейчас правоохранители могут лишь привлечь конкретного коллектора, применяющего незаконные методы взыскания. Но вместо него «черная» коллекторская фирма наймет другого взыскателя, который будет практиковать те же методы. Профильный закон даст возможность воздействовать на само агентство, допускающее полукриминальные методы работы.