Главная / Это интересно

Прощенное воскресение: как научиться прощать?

С 7 по 13 марта в России Масленица - разгульный, безудержно веселый и щедрый праздник. А с 14 марта начинается Великий пост - время покаяния, "дни печальные", как называл их Пушкин. На стыке этих периодов, таких полярных по эмоциональному накалу, - Прощеное воскресенье (13 марта).

Если вдуматься, слишком крутой вираж: из лихого загула да к покаянной слезе. Но Церковь проводит душу человека от одного состояния в другое так органично, с таким пониманием природы нашей души, что стоит в это внимательно всмотреться. Всмотреться, чтобы уяснить для себя, какой путь за эту насыщенную неделю проходит наша душа? Чему учится? Что приобретает?

Начнем с того, что события церковного года никогда нельзя рассматривать в отрыве один от другого: без Великого поста и Пасха не та, об этом знает каждый, кому хоть раз удалось пройти долгий путь самого главного поста без срывов. Удивительно, но и к семинедельному Великому посту нас подводят постепенно. Именно на Масленой неделе начинаются первые ограничения: масло, яйца, сыр и все молочное еще можно есть (отсюда другое название "Сырная неделя"), а на мясо уже запрет. Так отказ от животной пищи происходит поэтапно. Но и это не все: и в радость Масленицы мы окунаемся не с бухты-барахты, причем именно дни, предшествующие этому празднику жизни, придают ему другое, надмирное, измерение.

Смотрите, в субботу накануне начала Масленой недели в храмах поминали усопших, причем не только своих родных и близких, но и всех "усопших во благочестии и правой вере" от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, отдавая свой долг им, мы включались в общую историю человечества, становились сопричастными к миллионам тех, кто жил до нас.

Воскресная служба следующего дня была посвящена Страшному суду, она напоминала нам о том, что и мы смертны, и мы предстанем перед Судом Божьим, призывала к духовному трезвлению (т. е. внимательности к своим мыслям и поступкам). Церковь именно напоминала нам о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы унаследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного, никаких сверхчеловеческих усилий - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва: "Возлюби ближнего!" наступает неделя, когда нам такая возможность дается.

Пост, и особенно Великий пост, - это период сосредоточенности: мы собираем все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, отсекая лишнее, часто минимизируя свои отношения с другими людьми, и это понятно: духовное напряжение поста не оставляет места праздности. Но пост еще впереди. А сейчас нам дано специальное время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки" среди людей: кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаленья и сами благодарно разделяли чужое.

Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе. Дело в другом: Церковь, очень тактично побуждает нас к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от своей щедрости, ликование от того, что любим! Так воспитывается человек. Так пестуется душа народа. И уж точно не случайно то, что Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем.

Сблизившись, обновив отношения, ощутив свою общность с родными, друзьями, да просто знакомыми, причем общность не только на бытовом уровне, но и в иной плоскости бытия, мы не можем не почувствовать, что не всегда бываем правы, что кроме нашего требовательного "Я" есть еще другие люди. И есть Бог, Который видит все, даже сердце человеческое.

Поэтому так логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня!" и слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" Вот это призывание в свидетели Бога, вот эта вертикаль в отношениях между людьми и свидетельствуют о том, что радость, широта и щедрость Масленицы имеет под собой не бытовую основу - надмирную. Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост.

Советы святых отцов

Что есть обида?

Обида ставит преграду не только между людьми - обидевшим и обиженным. Обида ставит преграду между нами и Богом. Обиженность - сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: "Меня обидели! Как они посмели!" Обида - спутница гордыни, индикатор того, что мы почитаем центром мироздания свое "Я", а Бога переместили на периферию нашего внутреннего мира и не верим в то, что Бог нас любит, желает добра и всегда "изыскивает пути нашего спасения". Но раз главными действующими лицами своей жизни мы видим себя и своих обидчиков, то в ответ на обиду вырастает желание поквитаться.

Как "сворачивать голову бесу обидчивости"?

Обида, как чувство сиюминутное - "состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное". Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее, не дать ей найти "долгого пристанища" в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки, потому что они порождают новый всплеск неприязни. Выяснение отношений сгоряча ничего не дает.

Как простить?

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания и уж тем более не таить в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу. Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше.

Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не позволяй ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток, просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: "Прости меня, Господи! Я и сам ничем не лучше обидчика!" Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его, потому как "нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла", пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: "Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!" Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

Зачем прощать? Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей милости, с одной стороны. И все мы связаны между собой - с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частное проявление этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, когда мы можем быть прощены: "...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Больше того, Бог дает нам меру, формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в "Отче наш" мы сами просим Господа: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим".

Источник Российская Газета

Добавить комментарий

* Обязательные поля
1000
изображение Captcha

Комментарии

Комментариев пока нет. Будьте первым!

Последние материалы из раздела "Это интересно"