Глава Минобразования республики Коми Светлана Моисеева-Архипова отрицает факт сожжения учебников, изданных при поддержке Фонда Сороса, называя письмо с этой информацией провокацией и подделкой. Однако факт существования поручения об изъятии из фондов неблагонадежных книг в республиканском Министерстве образования не опровергают.
Эта история началась с письма полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе, направленного в ноябре 2015 года в правительство республики Коми. Само письмо было опубликовано на сайте интернет-журнала «7Х7». В нем говорится о поступлении в полпредство информации о нежелательной деятельности международных неправительственных организаций, которые продвигают в образовательной сфере программы, способствующие «популяризации среди молодежи чуждых российской идеологии установок», формированию в молодежной среде «искаженного восприятия отечественной истории». Само письмо за подписью заместителя полпреда Андрея Травникова не содержит ссылок на источник информации и форму этой информации. Поэтому не исключено, что речь ведется об анонимке или данных оперативного источника (на последнее указывает стилистика).
Далее в письме сообщается о проекте «Обновление гуманитарного образования в России», который последние 15 лет развивал Фонд Сороса, а также излагается просьба сообщить «об имеющихся фактах использования такой литературы». В случае наличия «такой литературы» предлагается вывести из библиотечных фондов некоторые учебные издания. Критерием для изъятия должно стать отсутствие рекомендаций их использования от Минобразования России и других полномочных госорганов. Естественно, требования уничтожения «такой литературы» в письме Травникова не содержалось.
В правительстве Коми письмо полпреда изучалось неделю. Далее последовало письмо исполняющего обязанности министра образования Моисеевой-Архиповой на места с требованием предоставить в десятидневный срок информацию о наличии в библиотечных фондах книг, изданных при поддержке Фонда Сороса, а также принятии мер по их изъятию. И если полпред говорил о «плохом» проекте, то республиканское министерство образования ведет уже речь о «плохой» литературе.
На местах «взяли под козырек», но исполнять не торопились: кто-то сложил книги на отдельные стеллажи, подготовили шредеры для бумаг. Но кое-кто решил «побежать впереди паровоза» и стал уничтожать книги.
«Книги сносятся вниз и в ящиках сжигаются во дворе за колледжем. Эту процедуру мы проводили неоднократно, потому что списывали ветхий фонд», - рассказала интернет-журналу «7Х7» заведующая библиотекой Воркутинского горно-экономического колледжа Елена Васильева.
Как выяснилось, большинство книг, попавших в немилость чиновникам Коми, оказались трудами видных российских ученых в сфере гуманитарных наук. Хотя в этом списке действительно есть литература, которая не вписывается в современные антизападные тренды: «Антология французского сюрреализма 20-х годов», «Западная философия ХХ века», «Политическая мысль русского зарубежья». Но каким образом попал в этот список учебник «Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов», написанный по лекциям первого проректора ВШЭ Льва Якобсона еще в советские годы и не имевший претензий по линии КПСС, непонятно даже самому автору книги.
Аналогичные «непонятки» и с запретом книги «Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений», написанной членом РАН Ириной Соболевой. Не поддается никакой логике запрет учебников по криминалистике и «Начала христианской психологии». Впрочем, о какой логике может идти речь в этих событиях, если наряду с учебниками по экономике, философии, социологии и политологии изъят классический университетский учебник логики Бочарова и Маркина.