Главная / Общество

Уголовная амнистия или как тюрьмы отталкивают от общества

Начиная с января 2018 года, российская общественность с замиранием сердца следит за новостями в сфере помилования и амнистирования заключённых, отбывающих наказание по «лёгким» уголовным статьям. При этом родственники и сами осужденные отслеживают эту информацию с надеждой, в то время как остальные члены нашего общества – с некоторым содроганием. И дело здесь в том, что речь-то в данном случае идёт об одномоментном выходе на свободу нескольких сотен заключённых.

Между тем, вот уже прошли выборы президента, его инаугурация, майские праздники, день России – а законопроекта, предписывающего амнистию, так до сих пор и нет. Фактически это может означать лишь то, что ни о какой амнистии осужденные и их родственники даже могут и не мечтать. И тому подтверждением может служить информация, полученная нашими корреспондентами из проверенного источника.

амнистия 2018 последние

В свет вышел доклад Центра стратегических разработок (ЦСР), в котором говорится о недостаточной эффективности поддержки социальной реабилитации, которая оказывается осужденным со стороны администрации колоний и СИЗО. При этом здесь акцент ставится на тот факт, что сами попытки ресоциализировать осужденных непременно сталкиваются с препятствиями различного рода, которые чинятся, как внутри УИС, так и вне её рамок.

Таким образом, вопросы возвращения осужденных в общество, обсуждаемые сейчас во ФСИН России, могут не найти эффективного и грамотного решения. И это несмотря на то обстоятельство, что в службе подчеркивают необходимость качественного проведения работ по этому направлению, что в разы снизит уровень повторной преступности.

дачная амнистия

Амнистия 2018: работа на ресоциализацию

Сергей Филимонов, и. о. начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы ФСИН России, ещё в прошлом году поднимал вопрос о том, что необходимо начинать работать на ресоциализацию осужденного буквально с первого дня, как он попадает в места лишения свободы. Однако тот факт, что порядка 63% осужденных имеют статус «постоянных клиентов» УФСИН, не позволяет проводить данную работу в полной мере и с высокой степенью эффективности.

Чтобы выяснить эффективность работы УИС, были изучены основные способы реабилитации, среди которых образование, труд, воспитательная работа, а также психологическая поддержка. При этом эксперты опирались на открытые источники, как и на общение с сотрудниками УИС и бывшими осужденными. Итогом же этого стало выяснение того факта, что деятельность администраций мест лишения свободы недостаточно эффективна. Если же говорить о конкретных цифрах, то за весь 2016 год было трудоустроено лишь 40% осужденных.

амнистия по делу

Комментируя такие низкие показатели, сотрудники колоний упор сделали на тот факт, что среди мужчин эта цифра еще ниже – до 30%. И дело здесь в том, что зарплаты, не превышающие после всех вычетов 2 тысячи рублей в месяц, не вызывают у осужденных какого бы то ни было желания трудиться. Единственный мотив – это характеристика на УДО. Но и здесь нее всё так гладко – вопрос амнистии до сих пор висит в воздухе, и его решением, судя по всему, никто заниматься не спешит.

С другой стороны, даже если у человека мало шансов досрочно освободиться, то полученное за решёткой образование и профессия могли бы вполне пригодиться на свободе. Тем более что во всех исправительных учреждениях, кроме колоний-поселений, есть профессиональные училища и их филиалы. Однако в большинстве случаев воспитательная работа в колониях проводится формально, поскольку сама администрация также не имеет никакой заинтересованности. И это притом, что основным стимулом к участию в данной программе со стороны заключённых становится страх взысканий и желание получить поощрения, которые непосредственно повлияют на УДО.

уголовная амнистия новости

Амнистия 2018 года: надежда на семью

Исследователи вопроса ресоциализации осужденных в своём докладе не преминули акцент поставить и на влияние семейных связей, которые также помогают вернуть осужденного в общество. Но и здесь есть проблема – часть родственников предпочитает вычеркнуть оступившегося члена семьи из списка своих контактов. Другие же сталкиваются с различными препятствиями, в том числе чинимыми со стороны сотрудников ФСИН. В частности, жёны осужденных перед свиданием нередко проходят через унизительные досмотры, где их заставляют раздеваться и приседать.

Один из оперуполномоченных исправительного учреждения рассказал нашим корреспондентам на условиях анонимности о том, как ему приказали сорвать долгожданное свидание. И ему ничего не оставалось сделать, как отправить осужденного в штрафной изолятор по надуманной провинности. Ну и конечно, свою лепту в данный вопрос вносит тот факт, что многие осужденные отбывают наказание не в своём регионе, поэтому их родственникам очень сложно и накладно добираться до колоний.

амнистия 2018 по уголовным делам

Не последнее значение в вопросе ресоциализации осужденных играет и тот факт, как эффективно работает тюремная медицина. От этого, в первую очередь, зависит наличие у освободившегося лица сил и здоровья для поиска работы. А ведь многие заключённые в местах лишения свободы сильно подрывают своё здоровье, и, освобождаясь, не находят в себе сил для ведения нормального образа жизни. И хотя ФСИН стремится к тому, чтобы быть независимым и иметь свою медицинскую инфраструктуру, тем не менее, оказание услуг в данной сфере до сих пор остаётся на самом низком уровне. Решить данные задачи можно, отправляя больных на лечение в гражданские клиники под конвоем, но руководство колоний и СИЗО на это идёт крайне неохотно.

Вот и получается, что несмотря на всё желание видеть своих близких, оступившихся и получивших реальный срок родственников, как можно быстрее дома, непреодолимые силы не дают им этого сделать. Именно поэтому амнистия 2018 может быть рассмотрена лишь с позиции некоей утопичной идеи, поскольку ни правительство, ни администрации колоний, ни вторая половина общества, попросту не желает видеть на улицах городов большого наплыва асоциальных элементов, неустроенность быта которых вновь будет толкать их на новые преступления.