Три четверти российских медработников считают, что продолжающаяся в 2016-м и в I квартале 2017 года оптимизация здравоохранения привела к снижению доступности медицинской помощи. А более половины врачей и медсестер утверждают, что из-за роста профессиональной нагрузки качество их работы ухудшилось. Об этом свидетельствуют данные опроса фонда независимого мониторинга «Здоровье».
Исследование проведено в мае этого года при помощи мобильного приложения «Справочник врача». В опросе приняли участие 6,1 тыс. медработников из 85 субъектов РФ.
По информации Счетной палаты России, только в этом году в ходе оптимизации будет ликвидировано 15 поликлиник и больниц, 581 учреждение будет реорганизовано. Всего к концу 2018-го по сравнению с 1 января 2014 года количество больниц сократится на 11,2%, а поликлиник — на 7,2%.
— Половина (48,4%) опрошенных медработников осведомлены, что и в 2016 году, и в I квартале 2017-го продолжалась оптимизация так называемых неэффективных медицинских организаций, — сообщил «Известиям» директор фонда «Здоровье», член центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
Как следует из опроса, три четверти (75,6%) медработников считают следствием оптимизации снижение доступности медпомощи для населения. А две трети (65,5%) — рост объема платных услуг в государственных медицинских организациях.
Более половины (60,9%) врачей и медсестер считают, что их нагрузка за 2016 год и I квартал 2017 года возросла, а 77,5% респондентов связывают это с оптимизацией поликлиник и больниц. При этом абсолютное большинство (92,7%) медперсонала уверено, что рост возложенной на них профессиональной нагрузки негативно отражается на качестве оказываемой ими помощи.
— Согласно данным международных исследований, нагрузка в шесть и более пациентов на одну медсестру представляет риск для больного. Всего один человек сверх нормы увеличивает риск смертности пациентов и нежелательных последствий лечения на 7%, — сказала «Известиям» президент Ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова.
Доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова пояснила «Известиям», что «пропускную способность» системы здравоохранения определяет количество врачей и стационарных коек.
С 2012 по 2015 год в России в результате оптимизации обеспеченность населения практикующими врачами снизилась на 2%, число коек уменьшилось на 11%, в сельской местности фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов стало меньше на 5%, а участковых больниц — на 24%. При этом поток пациентов увеличился на 0,6%.
— Всё это, естественно, привело к росту недовольства населения. Оставшимся врачам приходится работать на пределе своих возможностей. Коэффициент совместительства в среднем по отрасли составляет 1,5. То есть медперсонал работает в полтора раза больше нормы, — отметила Гузель Улумбекова.
По ее мнению, проводить оптимизацию за счет сокращения объемов стационарной медицинской помощи, числа больничных коек, ликвидации некоторых лечебных учреждений и наращивания объемов платных медуслуг — большая ошибка.
— В 2012 году вышли абсолютно правильные указы президента, в которых говорилось в том числе и об увеличении оплаты труда медработников (к 2018 году до 200% от уровня оплаты труда по региону для врачей и до 100% для среднего медперсонала). Но финансово-экономический блок решил, что деньги нужно найти внутри системы здравоохранения. Наша отрасль не смогла отстоять свои позиции, — сказала эксперт.
По словам Валентины Саркисовой, зачастую, чтобы довести зарплату медсестры до среднего показателя по региону, ее нагружают дополнительной работой.
— Например, в Петербурге сестры должны получать около 50 тыс. рублей. Неплохая зарплата, но денег в учреждениях нет, идут сокращения персонала, а оставшиеся сотрудники работают за двоих, — сказала Валентина Саркисова. — Чтобы не повышать оклад санитаркам и младшим медсестрам, администрация переводит их в разряд уборщиц, и они уже не имеют никакого отношения к пациенту, не могут, например, поправить подушку, помочь переодеться. Вся эта работа ложится на и так уже перегруженных медсестер и родственников больного.
Председатель экспертного совета по здравоохранению комитета Совета Федерации по соцполитике Виталий Омельяновский рассказал «Известиям», что главная задача оптимизации — переключить пациентов со стационарного сектора на амбулаторный.
— Сегодняшняя отчетность по Москве свидетельствует, что более 30% случаев госпитализаций не обоснованы. И это накладывает обременение на стационарное звено. Если у человека гастрит, ему не нужно лежать в больнице, а достаточно соблюдать диету, — сказал эксперт.
По его мнению, сама идея оптимизации — единственно верный вариант развития системы здравоохранения. Однако из-за неумелого управления региональных департаментов здравоохранения случаются перекосы.
— Количество коек в больницах должно рассчитываться исходя из реальных потребностей населения и возможностей поликлиник. Если амбулаторное звено готово взять на себя нагрузку в связи с сокращением мест в стационаре, то не будет ни снижения качества медицинской помощи, ни перегруженности медперсонала, — пояснил Виталий Омельяновский.
Он отметил, что идеальным вариантом было бы вначале увеличить пропускную способность поликлиник, наполнить их достаточным количеством профессиональных врачей, улучшить диагностическую помощь, а уже потом сокращать койки в больницах. Но в стране нет материальных возможностей, чтобы претворить этот план в реальность. Поэтому сейчас эти процессы идут параллельно.
В Минздраве РФ не согласны с выводами фонда «Здоровье».
— Исследования, периодически публикуемые фондом, многократно анализировались ведущими экспертами отрасли и были признаны не выдерживающими никакой критики в плане репрезентативности. Самый простой пример: с одной стороны, говорится о том, что доступность медицинской помощи якобы уменьшается (то есть медики оказывают меньше помощи), с другой стороны — что опрошенные жалуются на увеличение нагрузки, то есть приводятся взаимоисключающие данные, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минздрава.
Там утверждают, что результаты опросов фонда опровергаются самой реальностью: продолжительность жизни россиян последовательно увеличивается, смертность сокращается, а квалифицированная медицинская помощь существенно более доступна, чем ранее.