Ученые призывают есть жуков для спасения планеты

Исследователи считают, что для борьбы с глобальным потеплением люди должны отказаться от мяса и начать поедать насекомых.

Употребление насекомых в пищу вместо мяса может спасти Землю от парникового эффекта и уменьшить количество дыр в озоновом слое. Об этом заявили британские ученые, материалы исследования опубликовало издание Global Food Security.

Чем больше мы съедим жуков, тем меньше нам придется возделывать сельхозугодий, что приведет к уменьшению вредных выбросов, связанных с сельским хозяйством. К таким выводам пришла группа ученых из Великобритании, опубликовавшая результаты своего исследования в авторитетном западном издании.

Проанализировав данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, исследователи сравнили влияние на окружающую среду производства мяса и альтернативных источников пищи, сообщает "Газета.Ру".

В итоге им удалось подсчитать, как человечеству следует перестроить повседневный рацион, чтобы спасти планету от парникового эффекта. Если половину всего мяса млекопитающих и птиц, потребляемого в мире, заменить на продукцию из сверчков и личинок мучных жуков, то размеры полей и лугов сократятся на треть, а значит, и вредных газов станет меньше. Поедание насекомых позволило бы высвободить 1680 млн гектаров земли - в 70 раз больше площади, занимаемой Великобританией.

Проблема только в том, что далеко не все согласятся променять говядину на личинок. Но ученые и тут придумали выход: "особо привередливые" могут потреблять насекомых в виде ингредиентов для полуфабрикатов. Даже небольшие изменения в рационе будут полезны для окружающей среды.

Другой вариант - заменять мясо соевыми продуктами, например, тофу. Для его производства требуется сравнительно немного земель и энергии. На худой конец можно обойтись и курятиной: выращивание птицы занимает ненамного больше пространства, чем разведение насекомых.

А вот искусственно созданное в лаборатории синтетическое мясо делу спасения окружающей среды не слишком помогает. Его производство требует столько же места, сколько, например, разведение кур, при более значительных затратах энергии.

Авторы исследования отмечают, что, помимо крупного вклада в антропогенные выбросы парниковых газов, производство животноводческой продукции оказывает и другое негативное воздействие на окружающую среду. Во всем мире пастбища занимают в два раза больше площади, чем пахотные угодья, а домашний скот потребляет около трети всех собранных культур. Поэтому нужно действовать в комплексе.

"Сочетание небольших изменений в поведении потребителей, таких как замена говядины курицей, сокращение количества пищевых отходов и потенциальное введение насекомых в рацион, позволит уменьшить количество занятых земель и создать более устойчивую продовольственную систему", - отмечает ведущий автор исследования доктор Питер Александр из Эдинбургского университета.

Насекомых давно и охотно употребляют в пищу жители некоторых стран Юго-Восточной Азии. В Европе ранее уже проводились эксперименты по созданию пищевой продукции из жуков и личинок. В начале этого года специалисты центра технических исследований VTT в Финляндии разработали пищевые ингредиенты из сверчков и мучных червей. Их структура и вкус вполне годятся для приготовления фрикаделек или фалафеля.

Использованный исследователями метод сухого фракционирования позволяет производить порошки из насекомых с разными вкусами и разной грубостью помола: при более мелком порошок будет содержать маленькие кусочки хитина и иметь ярко выраженный вкус мяса, при более грубом вкус будет мягче, а кусочки хитина - больше.

Ученые отмечают, что насекомые - кладезь белка. В их составе после удаления жира его насчитывается до 80%. Заменив небольшую часть фарша при производстве мясных продуктов порошком из насекомых, экспериментаторы в три раза увеличили содержание белка в готовом блюде