В пещерах Сибири обнаружены древние бактерии, способные лечить рак

Уникальное открытие удалось сделать группе учёных, состоящих из российских и немецких специалистов. Они в результате проведённого ими научного проекта смогли обнаружить в пещерах Сибири абсолютно неизвестный ранее вид природных антибиотиков. Более подробно об этом открытии рассказывается в научном издании под названием PLOS One.

Необходимо сказать, что новые природные антибиотики образуются в процессе выработки их также ранее неизвестным штаммом бактерий, которые удалось обнаружить и изучить специалистам. На текущий момент выявлено, что некоторые из соединений штамма способны побороть с кишечную палочку и даже грибки-возбудители молочницы.

Открытие иркутских ученых невозможно переоценить. Выяснилось, что любой антибиотик рано или поздно перестает быть эффективным, все потому, что бактерии через некоторое время адаптируются, эволюционируют, мутируют и становятся невосприимчивыми к их воздействию.

Во всем мире к решению данной проблемы по большей части подходят путем модификации известных антибиотиков, но такое решение временное, поскольку эволюция бактерий идет с чрезвычайно большой скоростью. Открытие новых штаммов дает высокий шанс появления совершенно новых антибиотиков. Ученые НИИ биологии ИГУ начиная с 2014 года ведут поиск новых штаммов актинобактерий в уникальных по своей структуре экосистемах пещер Сибири.

Одной из таких стала пещера Большая Орешная, которая расположена в 130 км от Красноярска. Именно здесь иркутские ученые нашли новые штаммы актинобактерий. «Из вод пещерного озера и субстанции под названием «лунное молоко» мы выделили 10 новых штаммов. Протестировали все их и выбрали один, для которого провели более глубокое исследование. Как оказалось, данный штамм может продуцировать более 120 соединений, 100 из которых неизвестны науке», – сказал Денис Аксенов-Грибанов, старший научный сотрудник НИИ биологии ИГУ, кандидат биологических наук.

Отметим, на данный момент, иркутским ученым удалось определить, что некоторые из соединений способны бороться с кишечной палочкой и грибами-возбудителями молочницы. По словам специалистов, с большой долей вероятности можно говорить о том, что другие соединения данного штамма могут обладать противораковой или инсектицидной активностью.

Дальнейшая задача ученых НИИ биологии ИГУ как раз таки состоит в том, чтобы идентифицировать все соединения и определить, какой активностью, они обладают. Напомним, исследование проведено в рамках проектной части госзадания по теме «Поиск нетривиальных штаммов актиномицетов и исследование новых биологически активных соединений с антибиотической активностью из уникальных экосистем Прибайкальского региона Сибири», руководитель – директор НИИ биологии ИГУ, доктор биологических наук, профессор М.А. Тимофеев.

Иркутские ученые занимаются поиском новых штаммов в неповторимых экосистемах Прибайкальского региона Сибири уже три года. Результаты исследований размещены в научном журнале PLOSOne. «По словам знатоков, с большой долей вероятности можно говорить о том, что соединения данного штамма могут владеть противораковой либо инсектицидной активностью», — подчеркнули в ИГУ.

В дальнейшем ученые планируют идентифицировать все соединения и определить какой активностью они владеют. Ученые полагают, что с высокой вероятностью, другие соединения исследованного штамма могут обладать активностью против возбудителей иных заболеваний. Сейчас иркутяне и их немецкие коллеги занимаются идентификацией всех соединений. Им предстоит определить: какой активностью они обладают.